“Литературная Россия”, 1990г., 2 февраля, N5
Товарищи офицеры, состоящие на действительной военной службе, находящиеся в запасе и отставке!
События последних дней в Закавказье привели к тому, что в мирное время в нашей стране появились беженцы. В полной мере разделили эту страшную участь и члены семей военнослужащих воинских частей, дислоцированных на территории Закавказского военного округа.
Выполняя свой воинский долг по защите жизни мирных жителей Закавказья и предотвращению кровопролития, военнослужащие не смогли защитить свои семьи от посягательств боевиков и экстремистов. Оставшись без должной организованной защиты, они оказались заложниками в руках террористов. Среди семей военнослужащих имеются жертвы.
Вырванные из блокады, семьи военнослужащих в ряде случаев столкнулись с черствостью некоторых правительственных чиновников. Так, по заявлению заместителя председателя Госкомтруда СССР гражданина (мы не можем назвать его товарищем) В. Бундовского, семьями военнослужащих должно заниматься военное ведомство. Далее этот чиновник попенял военным: зачем, мол, брали на борт своих транспортных самолетов беженцев помимо семей военнослужащих (газета «Красная звезда», 26 января 1990 года).
С каких это пор государственный орган отказывается от семей военнослужащих — полноправных граждан страны? Ведь до этих событий они работали учителями, врачами, рабочими, инженерами. И разве можно поставить в вину военным спасенные жизни людей?
Мы, офицеры и прапорщики, служим там, где приказывает Родина, — и мы никогда не считали это просто высокими словами. Мы готовы выполнить любой приказ Родины. Но, выполняя свой долг, мы вправе быть уверены в том, что страна ценит нашу службу.
К сожалению, ни партия, ни правительство не заявили решительно и во весь голос о полной моральной и материальной поддержке беженцев — членов семей военнослужащих, о защите их социальных и человеческих прав. В условиях продолжающейся дискредитации Советской Армии в некоторых органах средств массовой информации, с трибун Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, бездушного отношения к военнослужащим по вопросам социально-бытовых и жилищных условий со стороны партийных, советских и государственных органов мы считаем, что сейчас реальную помощь семьям наших товарищей по оружию могут оказать офицеры Вооруженных Сил СССР.
Мы обращаемся к вам с призывом оказать материальную и финансовую помощь, моральную поддержку семьям военнослужащих, оказавшимся в бесправном положении, подчас без средств к существованию и крыши над головой в своем родном государстве. Считаем, что армия, выполняющая в настоящее время роль главного стабилизирующего фактора, препятствующего разгулу уголовных элементов в региональных конфликтах внутри страны, должна быть ограждена от шантажа, направленного против безопасности членов семей военнослужащих, а беженцы из их числа должны быть уверены в том, что государство гарантирует им социальную защиту и нормальные жилищно-бытовые условия.
Мы считаем необходимым, чтобы приоритетное обеспечение беженцев — членов семей военнослужащих жильем, работой, оказание им не 100-рублевой, в реальной материальной помощи взял на себя Президиум Верховного Совета СССР, по решению которого Вооруженные Силы СССР выполняют поставленные задачи в Закавказье.
Средства для этого должны быть выделены из бюджета тех республик, руководители которых позволили, забыв об интернационализме и общечеловеческом долге, выгнать из пределов своих республик семьи военнослужащих. Каждый должен отвечать за свои действия — и морально, и юридически, и материально.
Особую заботу должно проявить государство в отношении семей военнослужащих, погибших при выполнении своего воинского долга. Эти семьи, по нашему мнению, должны пользоваться всеми правами и льготами, предусмотренными для семей военнослужащих, погибших при ведении боевых действий.
Обращение единогласно примято на офицерском собрании войсковой части 26 января 1990 г. Обращение направлено для публикации в редакции газет «Правда», «Красная звезда», «Советская Россия», «Литературная Россия», «Красный воин», «Московские новости» и журнала «Огонек».