“Независимая газета”, 3 ноября 1992г., вторник, N 212 (383)
Лидеры тюркоязычных стран СНГ подписали Анкаринскую декларацию
Айдын Мехтиев
Договор
ДВУХДНЕВНЫЕ переговоры президентов Турции и пяти тюркоязычных республик бывшего СССР (Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана и Киргизии), проходившие в зале торжеств здания Великого Национального собрания Турции, завершились принятием в минувшую субботу Анкаринской деклараций. В политическом разделе документа выражено намерение сторон предпринять совместные усилия по укреплению стабильности в регионе; способствовать решению региональных конфликтов политическим путем; соблюдать принципы уважения территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела других стран; проводить согласованную политику на международной арене. Экономический раздел Анкаринской декларации предусматривает, в частности, сотрудничество шести стран в сфере технологии и коммуникаций, разработку и реализацию совместных проектов в нефтяной и газовой промышленности.
Главы шести тюркоязычных стран договорились проводить встречи на высшем уровне раз в год: очередной саммит состоится в октябре 1993 г. в Баку.
«XXI век может стать веком расцвета тюркоязычных стран, если мы воспользуемся сегодня уникальным шансом, предоставленным историей, для объединения усилий наших народов», — заявил президент Турции Тургут Озал на открытии встречи в верхах. Озал предложил создать сообщество тюркских стран по образцу Общего рынка стран Запада. С этой целью, по его мнению, необходимо снять все экономические барьеры и значительно упростить таможенный режим между странами региона. Он также выдвинул инициативу создания регионального Банка реконструкции и развития. Хотя встреча на высшем уровне в Анкаре проходила за закрытыми дверями (журналистам разрешили присутствовать в зале лишь во время вступительной речи президента Озала), в местные средства массовой информации просочились некоторые подробности.
Как выяснилось, Турции не удалось добиться принятия наряду с Анкаринской декларацией другого итогового документа, в котором предлагалось предусмотреть строительство топливной магистрали для экспорта природного газа и нефти из Туркменистана и Казахстана в Европу через территорию Турции. Казахский лидер Нурсултан Назарбаев заявил о нецелесообразности принятия на данном этапе отдельного экономического документа, а предложил включить его основные положения в текст Анкаринской декларации, что с пониманием было воспринято участниками переговоров. Зато туркменскому президенту Сапармураду Ниязову турецкий план показался достаточно убедительным: сразу по окончании саммита он подписал с турецким премьером Сулейманом Демирелем межправительственный договор о строительстве газопровода через Турцию, что позволит Туркмении в ближайшее время начать поставки природного газа на европейским континент. После того как стало ясно, что экономический документ в рамках саммита принят не будет, президенты шести стран условились создать рабочие группы по проработке различных вопросов экономического сотрудничества.
На итоговой пресс конференции 31 октября в Анкаре президенты шести стран ответили на многочисленные вопросы журналистов. На вопрос о том, не вызовет ли намерение тюркоязычных стран создать сообщество по этническому принципу беспокойство у других государств, Тургут Озал ответил: «Нынешняя встреча в верхах не направлена против третьих стран», а Назарбаев добавил, что перед отлетом в Анкару он имел телефонную беседу с Ельциным, который с пониманием отнесся к идее проведения саммита.
Президенты сообщили о том, что карабахский вопрос не обсуждался на встрече. «Тюркским государствам нельзя поддерживать в этом конфликте одну из сторон»,— подчеркнул Назарбаев. Он также высказался против идеи применения экономического эмбарго против Армении, что, по его мнению, может осложнить ситуацию в регионе. Азербайджанский лидер Эльчибей заявил, что если бы на саммите была принята резолюция по карабахскому вопросу, то «нас могли бы обвинить в том, что мы выступаем единым фронтом против Армении, которая является христианской страной».
Прошедшая встреча в верхах имела еще один результат, который является значительным для внутриполитической жизни Турции. Судя после длительного недоверия между президентом Озалом и премьером Демирелем ими были сделаны шаги навстречу друг другу: по мнению местных экспертов, верным признаком этого стало то, что, отправляясь на встречу в верхах, они сели в один автомобиль. Правда, различия в их позициях в отношении сотрудничества тюркоязычных стран выявились. Так, Озал ратует за немедленное создание сообщества по типу «Общего рынка», в то время как Демирель в своем заявлении на церемонии проводов высоких гостей в анкаринском аэропорту высказал мнение, что на данном этапе тюркоязычные республики бывшего СССР еще не готовы к реализации этого плана.