“Независимая газета”, 6 октября 1992г., вторник, N 192 (363)
Тенгиз Пачкория
Грузия
В ТЕЧЕНИЕ трех дней, 2— 4 октября, председатель Госсовета Республики Грузия находился в Абхазии. В пятницу вечером в заявлении для средств массовой информации Эдуард Шеварднадзе оказал, что трехсторонняя контрольная комиссия в Абхазии не справляется со своими задачами, а, наоборот, завела конфликт в тупик. Шеварднадзе еще раз подтвердил, что грузинская сторона условия ранее достигнутых договоренностей выполнила, в частности, сократила и вывела из Гагры и Сухуми большую часть своих войск. По его словам, абхазская сторона использовала переговорный процесс для прикрытия своих планов массированного наступления на Гатру. Шеварднадзе считает, что последние события в Грузии свидетельствуют о наличии масштабного заговора против Грузии, импульс которому дали, по его мнению, решения парламента России, принятые 25 сентября, они подтолкнули абхазских руководителей на радикальные действия. Шеварднадзе отметил, что Госсовет Грузии принял решение о мобилизации резервистов в количестве около 40 тысяч человек, которые в случае необходимости могут быть переброшены в Абхазию.
После встречи 2 октября с прибывшим в Сухуми заместителем министра обороны России Георгием Кондратьевым, Эдуард Шеварднадзе заявил в интервью, что хоть их беседа и не завершилась подписанием конкретного документа, но, по его словам, достигнуто было взаимопонимание. В тот же вечер Кондратьев, вице-премьер Грузии Александр Кавсадзе вылетели в Гудауту, где встретились с Владиславом Ардзинбой. После возвращения в Сухуми Кавсадзе сообщил журналистам, что грузинская сторона потребовала от абхазского руководства отвода войск в районе Гагры на позиции, существовавшие до 1 октября и закрепленные протоколом контрольной комиссии № 8, который, кстати, был подписан и представителями абхазской стороны. По словам Кавсадзе, генерал-полковник Кондратьев поддержал эти требования. Ардзинба, по словам вице-премьера, выдвинул в ответ заранее неприемлемые для грузинской стороны требования, что позволило Кавсадзе сделать вывод, будто Ардзинба не хочет урегулирования конфликта в Абхазии.
В субботу днем Шеварднадзе, Кавсадзе и председатель Временного комитета по стабилизации положения в Абхазии Гкаи Ломинадзе вылетели на вертолете в поселок Гантиади Гагрского района, где встретились с местными жителями, беженцами из Гагры и грузинскими военными. Вечером того же дня вертолеты с членами правительственной делегации Грузии и сопровождавшим лицами вылетели в Сухуми. Через несколько минут после взлета, приблизительно в 18.15, как утверждают пассажиры и экипажи вертолетов, с членами делегации, к ним приблизился боевой вертолет МИ-24 без опознавательных знаков, который, по словам очевидцев, «совершал опасные маневры вокруг грузинских вертолетов», что могло привести к потере управления последними. После того, как боевой вертолет удалился от грузинских, в направлении вертолетов раздались выстрелы со стороны находившихся в море катеров. Грузинские вертолеты вынуждены были вернуться в Гантиади. Оттуда на автомашинах члены делегации прибыли в Адлер.
Туда же из Сухуми прилетел и заместитель министра иностранных дел России Борис Пастухов. В адлерском аэропорту состоялась встреча Шеварднадзе с Пастуховым, Воробьевым и другими российскими официальными лицами. Поздно вечером 3 октября Эдуард Шеварднадзе, возвратившись в Сухуми, выступил перед журналистами. Он сказал, что его коллеги не советовали ему лететь в Гантиади, так как невозможно было гарантировать безопасность. Но он не мог не полететь туда и не встретиться с беженцами из Гагры, местными жителями и бойцами грузинской армии. Шеварднадзе подчеркнул, что как мирные жители этой приграничной зоны, так и военные, требуют от властей принятия радикальных военных мер для того, чтобы вернуть Гагру. По словам Шеварднадзе, в районе Гантиади и Леселидзе создано отдельное вооруженное формирование под командованием Георгия Каркарашваили, одного из самых смелых, по оценке Шеварднадзе, грузинских военачальников. Абхазское руководство, как сказал Шеварднадзе, «поступило бессовестно» и грубо нарушило все ранее достигнутые соглашения, поэтому, считает глава Госсовета, уже исчерпаны все мирные пути урегулирования конфликта в Абхазии и грузинская сторона будет вынуждена принять адекватные меры. Он исключил возможность ввода войск России в Гантиади и Леселидзе, отметив, что, если такой шаг будет предпринят без согласования с грузинским руководством, то это будет расценено как акт агрессии против Грузии, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Подробности инцидента в воздухе журналистам сообщил в воскресенье вице-премьер Грузии Александр Кавсадзе, который подчеркнул, что лишь благодаря случайности грузинские вертолеты не потеряли управление. Он назвал это происшествие попыткой покушения на главу Госсовета. Кавсадзе информировал журналистов о том, что на переговорах в адлерском аэропорту российские представители, выразив озабоченность в связи с инцидентом, обещали принять меры по расследованию данного факта.
Как считают в Абхазии, поездка Эдуарда Шеварднадзе по автономии стала частью его предвыборной кампании, так же, как и его выступление на воскресном митинге перед Домом правительства в Сухуми, которое было встречено аплодисментами. На митинге Эдуард Шеварднадзе заявил, что «Грузия никому не уступит ни одной пяди своей территории, а Гагра была и останется воротами Грузии».
В воскресенье вечером Эдуард Шеварднадзе вернулся в Тбилиси.