«Комсомольская правда», 19 октября, 1990г. N 240 (19940)
Его не избрали народным депутатом СССР, потому что сидел в тюрьме. Сейчас он завоевывает симпатии не только в Армении. На майке написано: “Мы любим тебя, Левон”. Итак, кто же он, одна из загадочных для Центра фигур политической арене?
— Видимо, один из сложнейших в парламенте республики вопросов сегодня — вопрос отношений с Азербайджаном. Виден ли выход из сложившейся ситуации?
— Придя к власти, мы прямо заявили, что конфронтация себя исчерпала. Наш путь — в развитии политического диалога, и республикам необходимо найти какие-то компромиссы, чтобы выйти из тупика.
Карабахская проблема — тяжелое бремя не только для Армении, но и для Азербайджана. Наш путь встречает понимание у всех слоев населения, и, судя по заявлениям руководителей Азербайджана, они также не против диалога. Лед тронулся, в принципе и контакты с руководством Азербайджана уже существуют.
— Вы неоднократно заявляли, что будете налаживать взаимоотношения со всеми сопредельными республиками и самостоятельными государствами. В то же время ваши заявления об экономических взаимоотношениях с Турцией вызывают неоднозначную реакцию как в Армении, так и в диаспоре за границей…
— У реалистов предложение встречает поддержку, а у людей традиционного мышления и у тех, кто желает набрать политические дивиденды, оно является предметом спекуляций. Но, должен сказать, что и в Армении, и за рубежом инициатива встречает понимание. К таким вопросам нужно подходить реалистически и основываться не на эмоциях, а на подлинных интересах народа.
— Еще недавно вооруженные группировки пытались диктовать свою политику. Несмотря на то, что срок сдачи оружия истек, сдано оно далеко не все. Видимо, меры местных властей исчерпали себя?
— Перед выборами, и в особенности перед началом работы нового Верховного Совета, Армения оказалась на грани гражданской войны. Предчувствуя свое безусловное поражение, структуры власти и некоторые силы Центра сделали, на мой взгляд, все, чтобы до крайности обострить положение, вызвать в народе недовольство демократическими преобразованиями. Ценой огромных усилий нам удалось избежать массового кровопролития. Я со всей ответственностью заявляю: если бы старые структуры власти продолжали действовать еще месяц-два, гражданской войны Армения бы не избежала. Если вдруг мы сейчас уйдем с политической арены, то все равно будем считать, что главной задачи добились — трагедии не произошло.
Важно и то, что операцию по разоружению и меры чрезвычайного положения республика осуществляет собственными силами. Требование, чтобы ни армия, ни внутренние войска не вмешивались в эти вопросы, было выполнено. Это помогло избежать многих эксцессов. Вооруженные отряды, использовавшиеся как деструктивными силами, так и мафией, в основном расформированы.
Что же касается изъятия оружия у отдельных людей… Уверен, что оно целиком будет возвращено только тогда, когда каждый будет уверен в гарантиях личной безопасности, которые предоставит ему государство. Без укрепления государственных структур, КГБ, МВД здесь не обойтись.
— Сегодня парламент почти единогласно принимает как ваши политические предложения, так и кадровые премьер-министра. Оппозиция сдалась или хорошо продумала свою тактику?
— Тут два объяснения. Первое. Наш парламент не является изолированной структурой власти, он тесно связан с народом, доверие которого и является основой для единодушия. И предложения правительства настолько обоснованы, приближены к жизни, что каких-либо серьезных аргументов против его рекомендаций пока нет. И второе — оппозиция пока не является сплоченной силой, которая диктовала бы свои условия, к тому же она не пользуется поддержкой в массах.
— Какие принципы будут определить взаимоотношения, Армении с республиками, Центром?
— Судите сами. Более двухсот лет русский и армянский народы связывают политические, экономические и культурные узы. Разве может это пройти бесследно? Нет, сотрудничество будет скрепляться и расширяться. Только — без диктата Центра. Вертикальные связи будут заменены горизонтальными, основанными на равноправных, взаимных договорах. Когда все поймут взаимовыгодность таких связей, тогда это и приведет, возможно, к какой-то новой форме интеграции.
— Рыночная экономика шаг за шагом завоевывает позиции. И не только ее противникам приходится поступаться принципами. Вот, говорят в Армении, и новое правительство решило расконсервировать ранее закрытое из-за экологических соображений производство каучука «Наирит»…
— Любое государство заинтересовано в укреплении экономики, расширении доходов. Но главное: соблюдение мировых стандартов, экологических норм. Если появятся гарантии их соблюдения, то у нас хватит смелости убедить народ в выгоде того же «Наирита». После объективной экспертизы международной комиссии «Наирит» сможет работать.
— Выборы Президента в свое время были в программе АОД. Сейчас об этом пункте в Армянском общенациональном движении и не говорят. Жизнь внесла коррективы?
— Действительно, мы выдвигали предложения о всеобщих, прямых выборах Президента республики. Но думаю, что без участия народа вопрос этот решить нельзя. Необходим референдум — и сам народ должен решить: выбирать Президента или пока удовлетвориться тем, что есть.
Интервью взяли В. АЛОЯН, В. ЛАРИН. (Наши спец. корр.). Ереван. Фото «Арменпресс».