July 27, 2024
  • Homepage
  • >
  • Documents
  • >
  • Изложение доклада главы правительства Республики Армении на чрезвычайном заседании армянского парламента

Изложение доклада главы правительства Республики Армении на чрезвычайном заседании армянского парламента

  • by Archives.am
  • 4 Years ago
  • 0
Нагорный Карабах 1918-1923

Изложение доклада главы правительства Республики Армении на чрезвычайном заседании армянского парламента о нарушении Азербайджаном соглашения с Карабахом, широком наступлении его воинских частей на Карабах и Зангезур с целью их захвата

3 апреля 1920 г.

За последние две недели произошло несколько важных событий и случаев, о которых считаем долгом сообщить и прояснить отношение и позиции правительства.

Парламенту известно, что VII съезд Карабаха заключил с правительством Азербайджана временное соглашение, которое должно было быть в силе до того дня, как Мирная конференция определила бы настоящее положение Карабаха. По этому соглашению Карабах должен управляться посредством местного совета. Азербайджан обязывался сохранять лишь малочисленную воинскую часть в Шуше и Ханкенде. Он не имел права производить перемещения войск без согласия местного совета, не имел права также требовать от народа разоружения.

Для всех было ясно, что даже такое соглашение было принято съездом в обстановке угроз. Шесть съездов один за другим во всеуслышание говорили только одно и принимали только одну резолюцию: Карабах признает только одну республику — это Армения. VII съезд под угрозой правителей Азербайджана был вынужден уступить и временно примириться с тем положением, что было создано обоюдным соглашением.

Однако генерал-губернатор Султанов нарушил соглашение и ввел в Карабах новые части. С другой стороны, правительство Азербайджана проводит лихорадочные приготовления — опять-таки вопреки основам соглашения — о разоружении армянского населения и идет в своих планах еще дальше: пытается захватить также и Зангезур.

В прошлом году я имел честь доложить в парламенте о том героическом сопротивлении и самозащите, которое оказали крестьяне Зангезура наступлению азербайджанских регулярных частей. Однако, как выясняется, после этого постыдного поражения Азербайджан не отказывается от своего намерения и, напротив, предпринимает еще более крупные приготовления для захвата Карабаха и Зангезура. Главная его цель: поставить Мирную конференцию перед свершившимся фактом и через Армению соединиться со своею соратницей — Турцией. Турция и Азербайджан считают нынешний политический момент удобным для реализации своей давней программы.

Правительство Армении, ясно сознавая все это и в то же время сохраняя верность своим принципам решать споры мирными средствами и не допускать кровопролития, обратилось к союзным государствам, к правительствам Грузии и Азербайджана, указывая на те тяжелые события, которые могут произойти в Закавказье вследствие проводимой Азербайджаном политики.

Несмотря на бурное желание населения Карабаха и Зангезура соединиться с родной страной, нашей республикой, правительство Армении всегда находится на точке зрения законности и ожидает последнего слова Мирной конференции, в ожидании которой оно не прекращало выступать с предложениями установления дружеских отношений со своими соседями.

Таковы были точка зрения и ход [действий] правительства, но Азербайджан выступил против нашего призыва к миру и ясно показал свой образ действий — достижение желаемого насилием и оружием. Он организовал местные курдские массы, вооружил их наподобие турецких «гамидие» и предпринимает нападения в целях присоединения Нахичевани: вспомним бои в Гохтане, резню в Агулисе. Не довольствуясь этим, он пытался склонить на свою сторону и против армян карабахских курдов и персов, хотя, насколько нам известно, получил отказ.

Местные армяне, оторванные от матери-Родины, каждый раз оказывают нападениям Азербайджана героическое сопротивление, но он неуклонно не отходит от проведения кровавой политики, еще более усиливает приготовления и возобновляет частые нападения.

В течение февраля и главным образом в конце его отношение правительства Азербайджана к армянам стало особенно невыносимым. Перекрывается дорога Евлах–Шуша, объявляется экономический бойкот, имеют место многочисленные убийства. Правительство Армении снова пытается мирным путем положить конец творящимся деяниям, а ему отвечают, что сведения преувеличены, произошло только несколько отдельных убийств. А мы получили новые достоверные сведения, что положение день ото дня все сложнее. Уже в начале марта выяснилось, что азербайджанские войска разоружают армян Карабаха и происходят события, которые являются признаками начала общего наступления: по течению реки Тартар строится шоссе на Басаргечар и одновременно предпринимаются попытки поднять восстание среди мирного до сих пор мусульманского населения этого района. И вот, 22 марта в 3 часа ночи, после большой подготовки регулярные азербайджанские части вместе с татарской чернью начали наступление на Карабах.

Правительство Азербайджана, по своему обычаю скрывая факты, старается убедить, что в этот день карабахцы сами восстали против его власти, но неопровержимыми фактами уже доказано, что никакого восстания там не было: нападение организовано азербайджанцами по заранее задуманной программе, а местное население только борется в порядке самозащиты за сохранение своего существования.

В течение двух дней армяне отбили два наступления на горисском направлении: хотя на южном участке татары добились успеха, но 25 марта крестьяне, придя на помощь обороняющимся, отбились и на этом направлении.

Таким образом, Азербайджан объявил Карабаху и Зангезуру самую настоящую войну. Местное армянское население, поняв это и ясно сознавая, что на повестку стал вопрос его существования, организовало сильное сопротивление и, в целях отражения начатого против него наступления, 26 марта стало продвигаться вперед, решающей атакой прорвало фронт татар и установило связь между Шушой и Горисом. (Бурные продолжительные аплодисменты, возгласы «Да здравствует Карабах! Да здравствует Зангезур!»). Сообщение по этой дороге для армянского населения обеспечено.

В руках армян находится также Аскеран (бурные аплодисменты, овация). Опираясь на Аскеран, армянские крестьяне продвинулись на Малаклу, где находится азербайджанский штаб. (Продолжительные громкие аплодисменты).

Все это лишний раз доказывает, что Зангезур и Карабах имеют единое сердце и единую душу, что их решение бесповоротно: освободиться от чужеземного ига и ликвидировать разъединяющие их искусственные преграды.

Армянский народ, находящийся в жестоких условиях, вынужден был говорить с Азербайджаном о соглашении и об уступках, однако происшедшее доказывает, что никакое насилие не может подавить его волю! (Аплодисменты).

Правительство Армении не могло оставаться безучастным к происходящему, и я объявлю сегодня о тех шагах, которые предприняты по дипломатическим каналам.

Может, многим покажется странным, что после всего происшедшего еще говорится о дипломатии, но правительство вновь избрало этот путь, чтобы не отклоняться от мирного процесса. У Карабаха нет артиллерии, нет армии, и мы не идем ему на помощь не потому, что не в состоянии, а потому, что мы избрали благородный путь, мы с нетерпением ждем последнего слова мирного конгресса, и если только решение не последует, то у правительства найдутся средства для оказания помощи соотечественникам. (Аплодисменты).

Мы незамедлительно отправили телеграмму представителям союзных держав, призывая их принять решительные меры для прекращения кровопролития. Должен сообщить, что мы получили от них несколько телеграмм, в которых они призывают нас во имя мира прекратить столкновения. Это обстоятельство особенно удивительно, потому что как мы можем прекратить войну, которой мы не начинали, к которой совершенно непричастны и от которой страдает прежде всего наш народ. Конечно, мы им ответили именно в таком духе, показав, куда они должны обращаться для действительного прекращения кровопролития.

Азербайджан нарушил соглашение, следовательно, в Карабахе больше не должно быть его власти, однако союзникам известно, что его устремления не ограничиваются господством над Карабахом. Правители Азербайджана всячески пытаются поднять восстание мусульман Армении, у нас есть многочисленные факты, подтверждающие это. Имеется также документ о том, что в этом деле Азербайджан един с Турцией. У нас неоднократно был повод сказать, что, когда в Армении где-нибудь начинается смута, то можно предвидеть, где и когда последуют схожие события. Но Азербайджану не удается достичь своей цели, наша храбрая армия и командиры всегда и всюду преследуют врага. (Аплодисменты).

Все это известно союзникам, и их представители решили предпринять некоторые меры: первый шаг — известная вам телеграмма, потом решили приостановить продвижение азербайджанских войск на Карабах и, наконец, отправить в Карабах межсоюзническую комиссию для разбора на месте событий. Но если карабахская комиссия направляется только из гуманистических побуждений, то напрасно: она должна будет объявить, что Карабах в соответствии со своим желанием решил собственную судьбу и ценою крови присоединился к Армении.

Узнав, что в комиссии должен участвовать один из здешних представителей, я навестил его вместе с несколькими членами парламента, сведущими в карабахских делах. Последние недвусмысленно заявили, что народ Зангезура и Карабаха не доверяет тому англичанину или французу, который пытается подавить его свободную волю.

Исходя из таких соображений. Совет Министров принял несколько постановлений, которые должны быть руководством для наших представителей в тифлисской комиссии.

Мы дали инструкцию нашим представителям заявить, что согласны на примирение, но при условии, что Карабах и Зангезур должны составить часть Армении.

С нашей стороны в комиссии участвуют министр иностранных дел А. Оганджанян, С. Хачатрян, С. Мамиконян и Т. Бекзадян.

Завершая мой сегодняшний доклад, я заявляю, что девизом правительства было и остается, что мы не возьмем ничьей чужой земли, но и не позволим другим занять нашу землю! (Бурные продолжительные аплодисменты).

Председатель: С чувством радости хочу зачитать вам телеграмму Зангезурского армянского национального совета, адресованную президенту парламента.

Телеграмму зачитывает старший секретарь.

Парламент, министры и участники заседания — вся масса присутствующих, стоя, бурно аплодирует, выкрикивая «Слава Карабаху и Зангезуру!».

Гром аплодисментов никак не стихает, и бурные проявления радости долго не прекращаются.

Заседание объявлено закрытым.

Арач, 7 апреля 1920 г. Пер. с арм. Нагорный Карабах 1918-1923гг. Ереван, 1992г.

  • facebook
  • googleplus
  • twitter
  • linkedin
  • linkedin
Previous «
Next »

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Categories

Archives