Хочу рассказать о нескольких случаях, очевидцем которых я была. Мне надо было забрать трудовую книжку, и я пошла на работу. Все отговаривали, мол, ты что, с ума сошла, какая трудовая в такой ситуации? Но у меня трое детей и надо было найти другую работу, поэтому эта трудовая мне была очень нужна. Мы жили в большом доме в центре, на проспекте Ленина. Я с мужем сестры пошла на улицу лейтенанта Шмидта, на остановку. Долго ждали. И вдруг видим, как толпа набросилась на легковую машину. Там женщина сидела, по-моему, с ребенком. Они так трясли машину, что она перевернулась. Такой крик раздался оттуда… Мы в ужасе тут же бросились обратно домой. Что стало с людьми в машине, так и не узнали.
Второй раз мы были в машине нашего друга-азербайджанца и проезжали по улице 28 Апреля. Видим, парень посередине улицы лежит. Мы очень медленно проезжали мимо и я его запомнила – красавец такой. Парень медленно-медленно карабкался по дороге, хотел выползти на тротуар, а они его толкали ногами, били. Когда мы уже обратно проезжали, его посадили на мотоцикл и куда-то увезли – он уже весь избитый был. Вот это мы видели своими глазами. Это просто зверье.
И еще расскажу о смерти своей свекрови. Она с дочкой, моей золовкой, так и не смогла выехать из Баку. Когда напали на их дом, соседи дочку спрятали, а мать осталась в квартире. Ворвались с цепями, дубинками… У свекрови от ужаса разрыв сердца случился и она упала замертво. Ее чужие люди хоронили. Приехали, завернули в ковер и увезли. А дочь не смогла даже попрощаться с матерью…
У нас здесь, в Сан-Франциско, очень хорошая армянская община. Мы регулярно собираемся в церкви, в том числе 24 апреля, каждый вспоминает свое… Решили, что надо поставить памятник погибшим в Баку. И чтобы собрать средства для памятника, я написала стихотворение «Я помню».
Я помню слезы, стоны, крики,
Глаза измученных людей,
Передо мной убитых лики,
И плач испуганных детей.
Костры все ярче разгорались,
Когда бросали в них армян,
Кого коварный рок оставил
На растерзанье басурман.
Горчайшей болью разлетелись вести,
Легла печаль в газетную строку,
И место в сердце лишь для страшной мести,
Таким запомнил я тебя, Баку.
Да, армяне мы, и мы гордимся этим,
Как дорог мне несчастный наш народ!
Пронес он боль сквозь пелену столетий,
Армяне мы, мы очень древний род.
Спасенные верны погибшим братьям.
Сан-Франциско, штат Калифорния, США
31.03.2014 г.