“Независимая газета”, 8 октября 1992г., четверг, N 194 (365)
Маршал Шапошников: «Я готов хоть сегодня отдать ядерный чемодан в министерство обороны России»
В нескольких последних публичных выступлениях (в том числе и в Париже 29 сентября, на коллоквиуме, где собрались министры обороны основных западноевропейских стран) главком СНГ маршал авиации Евгений Шапошников предложил перевести все стратегические силы бывшего Союза под российскую юрисдикцию немедленно, не дожидаясь 1994 года, как этот предполагалось ранее. Положение в стратегических ядерных силах будет обсуждаться на встрече в верхах в Бишкеке, и, надо думать, не все «ядерные» государства СНГ поддержат позицию главкома. Тем не менее маршал Шапошников согласился разъяснить позицию России (и главкомата СНГ) в эксклюзивном интервью «НГ» по окончании коллоквиума в Париже.
— ЕВГЕНИЙ Иванович, вы заявили, что все ядерные вооружения бывшего Союза должны стать российскими немедленно, в том числе и те, что сейчас расположены на территории других независимых государств. Такова теперь ваша официальная позиция как главкома Объединенных вооруженных сил СНГ?
— Да, такова моя официальная позиция. Если мы нашли возможность более или менее цивилизованно разделить обычные вооруженные силы и вооружения, то тем более нельзя оставлять без конкретного национального государственного контроля такое страшное оружие, как ядерное.
— Но тогда чем будет командовать главкомат СНГ, если и стратегические силы выйдут из-под его подчинения?
— Один из четырех руководителей «ядерных» государств СНГ, когда я с ним обсуждал эту проблему, усиленно намекал мне на то, что «тогда и твой статус существенно понизится». Я хочу четко и громко заявить через нашу газету, что для меня вопрос государственной принадлежности ядерных сил важнее моего личного статуса. Я готов сегодня или завтра отдать ядерный чемодан министерству обороны России (при согласии других государств). Возможна и иная формула, но за ядерное оружие должно отвечать одно государство.
— Кстати, о «ядерном чемодане». Вот сейчас мы с вами находимся и Париже, а кто тогда в СНГ контролирует ядерную «кнопку»?
— У нас с президентом Ельциным отработана надежная система контроля, так что ни у кого не должно возникать никаких сомнений. Все в порядке.
— Недавно произошла смена командующих Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН). Генерал Максимов ушел, его сменил генерал Смирнов…
— Генерал Максимой не ушел. Его назначали на пост командующего стратегическими силами (СС) СНГ все главы государств СНГ. Он просто совмещал две должности: командующего РВСН и СС СНГ. Теперь Россия назначила нового командующего РВСН, а Максимов остался командующим СС СНГ. Однако Максимов будет, наверное, уходить и с этой должности, так что возможен и такой вариант, что на переходный период его обязанности буду исполнять я. Если, конечно, главы государств СНГ не примут решения передать все стратегические ядерные силы России. Я буду ставить этот вопрос на совещании глав государств СНГ в Бишкеке.
— До сих пор официальная позиция Российской Федерации состояла в том, что до начала 1994 года, пока часть ядерных вооружений бывшего Союза фактически развернута на территории других независимых государств, командование ими будет общим и в то же время единым. И только в 1994 году статус ядерной державы окончательно и полностью перейдет к России. Скажите, ваша нынешняя официальная позиция согласована с российским руководством?
— Она согласована с президентом Ельциным, с министерст вом обороны РФ. Это — наша общая позиция. Однако некоторые лидеры других государств утверждают, что «пока ядерное оружие расположено на нашей территории, вы, Евгений Иванович, будете нашими глазами и ушами» в якобы общей системе управления.
— Чисто территориально соответствующие службы, управляющие стратегическим ядерным оружием, никуда не переезжали и связи с созданием главкомата СНГ в комплексе зданий на Ленинградском шоссе, 41 в Москве, Они как бы остались «в наследство» министерству обороны РФ от министерства обороны СССР. Так как конкретно вы, Евгений Иванович, контролируете наш стратегический ядерный потенциал?
— Есть указ президента Ельцина, подписанный еще в декабре 1991 года, после того как бывший президент СССР Горбачев передал ему «ядерную кнопку». В этом документе все расписано, и с тех пор не произошло никаких изменений. У меня нет никаких трений с соответствующими структурами министерства обороны России. Мы рабо таем в соответствии с президентским указом.
— А этот указ был опубликован?
— Он секретный.
— Итак, вы настаиваете на создании общих миротворческих войск СНГ?
— Да. Ситуация в Таджикистане, в других странах СНГ требует создания подобных сил. Все лидеры СНГ рано или поздно, но поймут, что общие силы создавать надо.
Павел Фельгенгауэр