“Республика Армения”, 24 января, 1991г., N 17(59)
Усиливающееся с каждым днем политическое, экономическое и силовое давление на армянство Нагорного Карабаха, Шаумяновского района и Геташенского подрайона вызвали гнев и возмущение у всего арцахского народа.
22 января с утра приостановили работу коллективы всех предприятий, организаций и учреждений Степанакерта. Не функционировали общественный транспорт, объекты бытового обслуживания населения, торговли, культуры. Прекратились занятия в институтах, техникумах, училищах и школах. Во всех трудовых коллективах прошли митинги и собрания, осудившие явно выраженную антиармянскую политику руководства Азербайджана, направленную на изгнание коренного населения региона с земли своих предков.
Ближе к полудню разрозненные мирные акции стихийно вылились во впечатляющую массовую манифестацию протеста. Тысячи людей с лозунгами и транспарантами вышли к зданиям обкома партии и облисполкома. Как и следовало ожидать, на центральную площадь их не пустили военнослужащие, принявшие меры предосторожности. Звуковещательная станция военной комендатуры объявила, чтобы собравшиеся разошлись, потребовала не нарушать режим чрезвычайного положения. Однако число манифестантов с каждой минутой увеличивалось.
Участники мирной акции приняли заявление.
В Нагорном Карабахе, Шаумяночвском районе и Геташенском подрайоне, говорится в нем, властями Азербайджана при попустительстве центральных союзных органов продолжается политика открытого террора и насилия над армянским населением. Поверив в перестройку и активно поддержав ее, мы получили в ответ бессрочное чрезвычайное положение, блокаду, лишились органов государственной власти. Последовали многочисленные аресты, шантаж, угрозы физической расправы над участниками карабахского движения, в том числе и над народными депутатами СССР. Что же мешает, подчеркивается в документе, признанию полномочий реально действующих областного Совета народных депутатов и его исполкома, приостановленных Указом президиума Верховного Совета СССР от 12 января 1989 года? Как же понять слава М. С. Горбачева, высказанные на приеме делегации НКАО 19 июня 1989 года, о том, что не дело, когда в условиях повышения роли Советов целая автономная область оказалась без Советской власти?
Мы не верим в то, что МВД СССР не в состоянии вывести с территории НКАО вооруженные формирования Азербайджана, именуемые отрядами милиции особого назначения, тем более, что эти отряды превращены в карательные силы против армянского населения.
Провокационные нападения на военнослужащих, в результате которых имеются убитые, преследуют цель обострения отношений между армянским населением и внутренними войсками.
Очередным шагом, направленным на нагнетание обстановки в регионе, отмечается далее в заявлении, стало решение руководства Азербайджана, об упразднении армянского Шаумяновского района, образованного в 1930 году по национальному признаку. Активизировались действия, рассчитанные на реализацию давно вынашиваемой бредовой идеи депортации из исторических мест проживания жителей армянских сел Ханларского и Шушинского районов.
Если центр, ссылаясь, как всегда, на сложную политическую и экономическую обстановку в стране, не идет на окончательное решение карабахской проблемы, то он не имеет права оставлять нерешенными перечисленные выше вопросы.
Заявление решительно требует:
-
Незамедлительно признать полномочия Нагорно-Карабахского областного Совета народных депутатов и его исполкома.
-
Вывести с территории НКАО и приграничных с ней районов Азербайджана все его вооруженные формирования, прежде всего отряды милиции особого назначения.
-
Отменить противоправное решение президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР об упразднении Шаумяновского района.
Участники манифестации направили свое заявление президенту СССР М. С. Горбачеву, вице- президенту СССР Г. И. Янаеву, председателю Верховного Совета СССР А. И. Лукьянову, министру внутренних дел СССР Б. К. Пуго, председателю Верховного Совета Республики Армения Л. А. Тер-Петросяну, ТАСС и Центральному телевидению, а также коменданту района чрезвычайного положения полковнику В. А. Шевелеву.
А. ГРИГОРЯН
соб. корр. Арменпресс.