Голос Армении, 1991г., 5 ноября
Отец. Патриотизм, смелость и самоотверженность — эти прекрасные качества были присущи Бебуту Мартиросовичу Шелковникяну. В русской среде его называли Борисом Мартыновичем Шелковниковым. Будущий генерал-майор родился в 1837 году, в год гибели А. С. Пушкина. Одаренный юноша из нухинских армян воспитывался в 1-м Московском кадетском корпусе. С 18 летнего возраста он участвовал в походах против кавказских горцев. Служба отечеству, военная слава, верность и честь — этим идеалам поклонялся молодой офицер. Борис Шелковников прошел курс в Николаевской академии генерального штаба. В 1863 году фортуна снова привела его на Кавказ. В сражении при деревне Вир Борис Мартынович отличился, но был тяжело ранен.
После выздоровления в 1867 году Шелковников назначается начальником Закатальского округа. Безупречная репутация, порядочность способствовали продвижению военачальника. Русско-турецкая война 1877—1878 годов застала боевого генерала в Сочи, в качестве начальника отряда города. Здесь он искусно отразил попытку турок произвести десант. 20-ого сентября и 3 октября 1877 года он принял участие в сражениях при Аладжинских высотах, сумев зайти со своим отрядом в тыл неприятеля.
Основные военные действия развернулись на Балканах, которые стали главным театром войны, а также на Кавказском фронте. Кавказский корпус русской армии под командованием генерала Лорис-Меликова в течение 1877 года занял Карс, Ардаган, Олти, Алашкерт, Баязет, Батум. 8 февраля 1878 года русские войска вошли и Эрзерум.
Важную роль в достижении побед русской армии на Кавказском фронте в числе многих сыграли генералы русской армии армянского происхождения — М. Т. Лорис-Меликов, А. А. Тер-Гукасов, И. Д. Лазарев, А. К. Алхазов.
5 ноября 1877 г. Шелковников прибыл в Гассан Кала и приступил к обязанностям военного губернатора Эрзерумской области. На оставленной турками территории свирепствовали голод и болезни. Губительный тиф тысячами косил русских солдат, офицеров и генералов. Благодаря энергичной деятельности Шелковникова было собрано более ста тысяч пудов продовольствия. Вся эта операция дала экономию казне более миллиона, а самому генералу стоила жизни. Он скончался от тифа 10 февраля 1878 г. в возрасте 41 года.
Газета «Мшак» («Труженик») от 14 февраля 1878 г. писала: «…В нынешней войне Шелковников проявил весь свой военный талант и все убедились, что этот человек имеет все достоинства— ум, храбрость, знания, силу характера, управленческий дух… Он не только был родом армянин, но и всей душой, он не был отчужденным, как многие. В его семье господствующим был родной язык…».
Сын. Когда умер генерал-майор, сыну Александру Шелковникову было восемь лет.
В 1881 году он поступили Пажеский корпус в Петербурге. Затем переехал в Закавказье и поселился в своем имении Гек-тепе в бывшем Арешском уезде Елизаветпольской (Гянджинской) губернии. До 1918 года интенсивно занимался хозяйством, вел широкую работу по изучению природы родного края, кропотливо собирал богатую коллекцию животного и растительного мира Восточного Закавказья.
На протяжении более чем десяти лет, с 1904 по 1916 гг., А. Б. Шелковников в качестве научного сотрудника и руководителя принимал участие в организации ботанических и зоологических экспедиций бывшего Кавказского музея в Тифлисе. Им были предприняты поездки в Ленкоранский уезд, в Муганскую, Мильскую и Ширванскую степи, большие экспедиции в Караногайские и Туркменские степи Северного Кавказа, в Верхнюю Сванетию и Западную Мегрелию, в долины рек Кура и Аракс, на озеро Севан, зимние поездки в Абхазию и Персию. В результате этих экспедиций коллекции Кавказского музея обогащены огромным количеством материалов, имеющих большую ценность. В «Известиях Кавказского музея» опубликован ряд интересных статей А. Б. Шелковникова.
С начала 1920-х годов вся научно-практическая деятельность сына генерала неразрывно связана с Советской Арменией, где он по поручению Народного комиссариата просвещения республики весной 1922 года приступает к организации естественно-исторического музея Армении, находившегося в подчинении Ереванского госуниверситета. В 1925 году Шелковников переходит на работу в Народный комиссариат земледелия и организует Сельскохозяйственный музей, а в 1927 году — Ботанический сад Армении, одновременно возглавляя эти учреждения. За период с 1922 по 1930 гг. Александру Борисовичу удается, несмотря на финансовые затруднения, отсутствие необходимой материально-технической базы и соответствующего персонала, наладить планомерную исследовательскую работу и организовать целый ряд научных экспедиций в различные районы республики. Большую помощь ему оказали Академия наук СССР, Всесоюзный институт прикладной ботаники и новых культур, некоторые хозяйственные учреждения Армении.
Экспедициями А. Б. Шелковникова была охвачена почти вся территория Армении и Нахичеванской АССР. Так, в 1923—1932 гг. им были предприняты экспедиции в долину реки Аракс, обследования горы Алагез (Арагац), Паракарского, Котайкского, Ахталинского, Алавердского районов и Зангезура, бассейнов озера Айгер-лич, рек Веди-чай, Мисхана и др. Особое значение имели экспедиции в бассейн озера Севан. Неоценимы заслуги ученого в изучении животного мира и растительного покрова (Севанского побережья. С лета 1923 года он в течение ряда лет систематически возглавлял экспедиционные исследования Сельскохозяйственного музея и Ботанического сада Армении в этом районе. В программу работ большой Закавказской экспедиции АН СССР, действовавшей на территории Армении с сентября 1926 года и возглавлявшейся академиком Ф. Ю. Левинсон-Лессингом, были включены также геоботанические исследования в бассейне оз. Севан под руководством члена-корреспондента АН СССР Н. И. Кузнецова. Непосредственно на месте работы организованы и проведены начальником отряда А. Б. Шелковниковым. В состав отряда в качестве научных сотрудников вошли ботаник Э. Н. Кара-Мурза и зоолог Г. В. Соснин. Две комплексные экспедиции, организованные летом 1927 и 1928 гг., имели целью изучение флоры бассейна озера, распределение растительных сообществ в зависимости от почв, характера и направления склонов, в частности изучение распространения лесной растительности и уцелевших лесов. Отряд включил в свои задачи и зоологические исследования, особенно в области орнитофауны озера Севан, являющегося местом гнездования множества пернатых. Наконец, в 1932 году вновь учрежденным Севанским музеем была организована зоологическая экспедиция на озеро Севан. Это дало возможность значительно пополнить новыми материалами фонды музея. Научные результаты севанских экспедиций нашли отражение в сборниках трудов «Бассейн озера Севан (Гекча)», в «Отчетах Академии наук СССР», изданных во порой половине 1920-х — начале 1930-х годов, а также в статьях А. Б. Шелковникова.
Александр Борисович являлся корреспондентом Зоологического музея АН СССР, был пожизненным членом Русского географического общества, представителем научно-исследовательской секции Комитета по изучению и охране природы Армении при Нарком-земе республики.
Именем А. Б. Шелковникова названо свыше 40 новых видов и подвидов животных и растений, обнаруженных в пределах Кавказа.
В начале 1930-х годов по сфабрикованным обвинениям А. Б. Шелковников как приверженец теоретических взглядов крупнейших русских экономистов-аграрников Н. Д. Кондратьева. А. В. Чаянова. А. Н. Челинцева и др. вместе с несколькими специалистами народного хозяйства Армении (X. Авдалбекян, А. Атанасян, С. Камсаракан, Г. Кочарян, Б. Мамян, О. Пирумян, А. Серебрякян и другие) подвергся репрессиям, был арестован и почти год находился в тифлисской тюрьме. По возвращении в Ереван он скончался от инфаркта 19 мая 1933 года.
Имя Шелковникова стоит в ряду с крупнейшими кавказоведами-натуралистами. Он по праву считается одним из основоположников изучения флоры и фауны Армении.
Внук. В своей автобиографии Бебут Александрович Шелковников пишет: «Родился 27 марта (по старому стилю) 1897 года. До восьми лет жил в имении Гек-тепе (около станций Евлах) Елизаветпольской губернии. Осенью 1905 года переехал в Тифлис, где вначале учился в частном пансионе Лисенко, а затем поступил в гимназию или реальное училище. После окончания 1-го класса гимназии (реального училища) в августе 1907 года я переехал в Петербург, где жила моя бабушка. Так как в детстве меня не учили иностранным языкам, то по приезде в Петербург меня отдали в частную школу, где, преподавание, велось на немецком языке. 1 января 1909 года я поступил в Тенишевское ущлище, которое и кончил в инваре 1917 года.
Затем поступил на химический факультет Петроградского университета, но учился мало. После Октябрьской революции начал работать. Осенью 1921 года вернулся в университет. В декабре 1925 года я поступил сперва в Центральную лабораторию Ленкожтреста на должность химика, а затем был переведен на должность, зав. лабораторией научно-исследовательского института Кожтреста. В 1930 году закончил университет. В 1934 году оставил деятельность химика и начал работать по договорам искусствоведом по древней керамике. Писал работы по керамике Ани, Двина и по стеклу. В это время и во время войны 1941—45 гг. я жил в Армении и работал в Институте истории Академий наук Армянской ССР».
В 1945 году Бебут Александрович был принят на работу в Эрмитаж на должность старшего научного сотрудника. В Эрмитаже много внимания уделял армянской керамике и русскому прикладному искусству. Еще раньше во время пребывания в Институте истории АН Армянской ССР занимался средневековой керамикой Закавказья с IV— XIV веков. Эту работу он продолжал в Эрмитаже и закончил в 1950 году.
Всего было написано им около 40 статей, из них 35 издано. Проработал в Эрмитаже 22 года и в ноябре 1967 года по возрасту ушел на пенсию. Однако продолжал трудиться в закупочной комиссии Эрмитажа и в ученых советах Русского музея и Завода художественною етекла им. Ломоносова.
Этот скромный человек являлся видным искусствоведом-прикладником, крупным специалистом по изучению средневековой керамики Армении и Закавказья.
Его перу принадлежат многочисленные работы по художественному и химическому анализу археологических предметов прикладного искусства, добытых в Армении, Грузии и Азербайджане. Особенно ценно изучение предметов прикладного искусства этих стран с таковыми же предметами стран Передней Азии.
В сферу его научных интересов включились также русский и западноевропейский фарфор и стекло вплоть до китайской керамики. По всем этим вопросам он был уникальным специалистом. По инициативе Б. А. Шелковникова в Ленинграде и Ереване устраивались выставки русского и западноевропейского фарфора и стекла, выставки восточного прикладного искусства и выставка китайской керамики.
Б. Шелковников с 1943 года состоял членом Союза художников Армении. В 1939 году Бебут Александрович принимал участие в организации юбилейной выставки «Давид Сасунский» в Ереване и выставки «Изобразительное искусство Армянской ССР» в Москве во время Декады армянского искусства.
В годы Великой Отечественной войны Б. Шелковников работал в Институте истории АрмФАНа, затем АН Армянской ССР. Здесь совместно с Р. Г. Дрампяном принимал участие в составлении каталога картин армянских художников на темы Отечественной войвы.
«Как специалист по истории прикладного искусства средневековой Армении,– пишет академик С. Еремян, — Б. Шелковников остается не превзойденным исследователем. Его труды, посвященные этим вопросам, остаются уникальными в своем роде».
…Три биографии — отца, сына, внука. Если отец семейства «прославился на военном поприще, то его сын и внук — стали видными деятелями в области науки. Это прекрасные самоотверженные жизни истинных армян-интеллигентов. Всех троих отличала верность долгу. А долг свой они видели в честном служении Отечеству — преданности, бесстрашии, порядочности. Таких династий немало в армянском народе. Мы должны помнить и гордиться ими.
Степан ГАРИБДЖАНЯН, кандидат исторических наук,
Светлана ГЕОЛЕЦЯН, корр. «Голоса Армении».