«Комсомолец», 5 мая, 1990г.
Арцах переживает тяжелые дни. Правительство Азербайджана и военный комендант района чрезвычайного положения НКАО и прилегающих районов Сафонов начали широкомасштабную операцию по подавлению стремления арцахцев воссоединиться с матерью-Арменией. Давление приняло такие размеры, что сейчас, мне кажется, на первый план выдвигаются задачи спасения арцахского армянства от апартеида.
Прекрасно понимая возможные для меня последствия, я все же рискну назвать виновников нынешнего ненормального для социалистической страны положения армян Нагорного Карабаха: это руководители Азербайджана в лице секретаря республиканской партийной организации Муталибова, председателя Президиума Верховного Совета Азербайджана — Кафаровой, председателя Совета Министров этой республики — Гасанова. Каштаны из огня они тащат руками неазербайджанцев: второго секретаря ЦК КП Азербайджана Поляничко и военного коменданта НКАО — Сафонова, которые в данной антиармянской кампании являются своеобразным «штрафным батальоном», выполняющим самую черновую работу. Хотя, надо признать, бакинский штаб может быть доволен своими «отчаянными рубаками». Чего стоит, например, «гениальная» идея запугивания местного населения по областному радио, по которому армянам неоднократно предлагалось или согласиться на жизнь в области под протекторатом Азербайджана или… покинуть область. Для весомости данное предложение неоднократно транслировалось и через усилители, встроенные в БТР, разъезжающие по Степанакерту.
Здесь необходимо напомнить читателю, что областное телевидение уже несколько месяцев не работает, а в газете «Хорурдаин Карабах» сидит строгий дядя — комендант газеты (есть у нас и такая пикантная должность), который превратил газету в пропагандистское издание застойных времен.
Читатели «Комсомольца» уже знают о том, какие последствия имело траурное шествие степанакертцев 24 апреля. Думается, что эта рана не заживет еще долго. И не вина степанакертцев (а вместе с ними всего армянского народа), что Верховный Совет СССР по сей день не признал и не осудил акты чудовищного геноцида армян, начавшегося в апреле 1915 года. Зато комендант Сафонов великолепно использовал факт непризнания геноцида высшим законодательным органом страны. А решения и постановления Верховного Совета Армянской ССР для бравого офицера никакого значения не имеют. Впрочем, как и сам Верховный Совет Армении и его Президиум.
Будь это не так, разве осмелился комендант предписать под угрозой привлечения к административной ответственности не покидать свою квартиру с 30 апреля по 10 мая члену Президиума Верховного Совета Армянской ССР Р. С. Кочаряну. Аналогичное предписание получили девятнадцать жителей Степанакерта, в том числе десять, кандидатов в народные депутаты Армянской ССР. Приказано не покидать квартиру и вашему собственному корреспонденту. Тщетно пытался и объяснить коменданту I участка г. Степанакерта А. К. Ершову и военному прокурору города Степанакерта И. А. Лазуткину, что я нахожусь под защитой Верховного Совета Армянской ССР, поскольку зарегистрирован кандидатом в народные депутаты Армянской ССР по 248 Мец-Мазринскому избирательному округу. Два офицера поднимали очи к потолку и благоговейно произносили: «Такова воля господня (тьфу! Сафонова!)».
Пользуясь случаем, приношу свои искренние извинения избирателям 248 округа за невозможность выехать на встречи. Попытка выйти из квартиры будет стоить мне штрафа в тысячу рублей (которых у меня нет) или пятнадцать суток ареста с неизвестными последствиями.
Заявления грозному коменданту и строгому прокурору я написал, теперь остается, не выходя из квартиры, ждать ответа.
Надо сказать, что весть об интернировании 19 граждан Степанакерта всколыхнула весь город. Степанакертцы, уже более двух лет живущие в горниле политических страстей, стали неплохими знатоками законов. Их общее мнение: данное предписание, подписанное комендантом Сафоновым, является незаконным…
Не покидающий квартиры собственный корреспондент «Комсомольца» — Левон Мирзоян.